Живопись 20 века художника Михаила Будкеева

 • Первый и единственный народный художник РФ на Алтае - Михаил Яковлевич Будкеев. Творчество художника обогатило искусство России новыми темами и образами, новым художественным опытом. Живопись его обращена к современности, жизни людей и образам природы. На его полотнах оживают Байкальские виды, природа Горного Алтая. Особое место занимают в творчестве художника монгольская тема, архитектурный пейзаж - виды старинных русских городов и монастырей, натюрморт. М.Я. Будкеев - автор серии произведений о Барнауле. Псковская коллекция работ Будкеева имеет мировое значение в живописи. • В жизни художника круглая дата, как правило, становится поводом для размышления над тем, что сделано. Кто-то этим "что" и ограничивается, но Михаила Яковлевича Будкеева всегда заботило не только что, но еще и как сделано. Для него это было и остается гораздо важнее. Иначе не смог бы он, не имея специального художественного образования, стать признанным мастером живописи.Заслуженный художник России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусства, участник международных, зональных и республиканских выставок. Это все о нем - о Михаиле Будкееве. Экспозиция, открытая в марте в выставочном зале Союза художников - пятая персональная и вторая, посвященная 80-летию мастера. Предыдущая состоялась в прошлом году в Государственном художественном музее. Выставки роднит жизнерадостная, добрая и чистая энергетика, которую излучают полотна этого художника. Так пишут счастливые люди, которым есть что ценить в жизни. • СЕМЬЯ Всем, чего М.Будкеев добился в жизни, он обязан самому себе, но художник оценивает свои заслуги гораздо скромнее, уступая их членам своей семьи: "Если бы не они, то ничего бы и не было". "Они" - это жена, Мария Ивановна Бурова, актриса краевого театра драмы, сын Сергей, музыкант, преподаватель педуниверситета, зав. кафедрой искусств, профессор, и невестка Светлана, которая преподает в музыкальном училище. Она гармонично и прочно вписалась в семейный круг. Есть еще внук Дмитрий, уже студент. Все вместе Будкеевы - счастливая семья, которую сами они считают обыкновенной. Правда, с некоторыми особенностями жизни: "Все люди творческие, и надо совмещать повседневность с искусством". - Конфликты бывают на этой почве? - Ссоримся, конечно, но как в той поговорке про милых, которые бранятся - только тешатся. Ссоримся и тут же миримся. Самый кипетливый - это я, но я и остываю очень быстро. М.И. - Мы познакомились в 1950 году, в день моего рождения, мне исполнилось ровно двадцать лет. Миша оформлял сцену в спектакле бийского театра, где я играла. Черноволосый, кудрявый, с белозубой улыбкой, в военной форме - как тут не влюбиться! - И вы его пригласили на день рождения... М.И. - Нет. День рождения я не отмечала. Но встреча с Мишей все равно стала подарком судьбы. Люди счастливы, когда они хотят быть счастливыми. Нам в этом повезло. Когда мы уже поженились и жили в Барнауле, я ездила с театром на гастроли по краю, а Михаил Яковлевич на три месяца оставался дома. Я от него получала письма почти каждый день, в каждом районном центре. М.Я. - Однажды Мария Ивановна подарила мне подушечку с вышивкой ришелье. А у меня не было жилья, и хранить ее было негде. Я понес ее к другу. И его мама расшифровала узор: "Видишь, как твоя девушка тебе благоволит". М.И. - Я смолоду была рукодельница. За ночь могла сшить себе наряд и наутро удивить обновкой и семью, и коллег. Я вообще считаю, что женщина должна уметь делать все - и шить, и стряпать, и выглядеть, и любить. - Но то была молодость, а сегодня у вас в доме три крупных деятеля искусства. Как вам, трем медведям, удается мирно жить в одной берлоге? М.И. - Очень просто. Мы дополняем друг друга. И бережем друг друга, и радуемся тому, что есть. • МАСТЕР-КЛАСС N 1 - На открытии выставки вас назвали живым классиком. Вы сами себе в жизни на такой уровень планку ставили? - Это, конечно, слишком сильно сказано. Мне просто повезло - в жизни мне встретились очень хорошие люди, у которых было чему поучиться. Я присматривался, много работал и так вошел в этот строй. Еще во время войны я лежал в госпитале в одной палате с архитектором. Он видел, что я рисую, и советовал учиться или работать среди профессионалов-художников. Учиться мне не пришлось, а вот с хорошими художниками судьба сводила. Первая такая встреча была сразу после войны в Бийске. Мне было 24 года. Я устроился в артель "Быт" учеником. Меня "закрепили" за Иваном Ильичом Сапрановым. "Это большой художник!" - говорила о нем заведующая нашей мастерской. Он действительно когда-то работал с Грабарем, мастерски делал копии картин известных художников - был в то время такой вид услуг. В Бийске он служил в хозчасти. Семью потерял на войне, был уже пожилой, но ко мне относился по-отечески. Он мне подарил книгу "Пластическая анатомия". Тебе надо, говорил, знать скелет и мышцы. Иначе ты не сможешь писать портреты. Там надо показать психологическое состояние человека, а ты и знать не знаешь, как у него мышцы работают. Вот и сделаешь муляж, а не портрет. • "КАРТИНУ НАДО КОРМИТЬ" - Это в смысле платить за краски, холст, кисти, рамы, за аренду выставочного зала? - Да, но не только. Сам процесс творчества стал нынче затратным. Прежде все решалось проще. Помню, еще Сергей был маленьким, а мы его брали с собой в творческую поездку в Горный Алтай. На лошадях забирались в такие дикие места, где, кроме нас, никто и не бывал. Там даже стоянок не было. Сегодня это дорогое удовольствие. А выставки... Аренда выставочного зала сегодня стоит десятки тысяч. Не у каждого художника они есть. Мне опять повезло в том, что правление Союза художников освободило нас, ветеранов войны, от арендной платы. Но председатель высказал опасение, что эта выставка может оказаться последней. Экономические правила игры у нас меняются очень быстро. - У вас покупают работы? - Сейчас нет. Искусствоведы хвалят, зрители благодарят, а покупателей нет. - А зритель на выставку ходит? - В сравнении с прежними годами намного меньше. Но это, как я понимаю, уже веяние времени, пустуют не только выставочные, но и концертные залы... - Вы можете назвать Марию Ивановну своей музой? - Если бы не она... Сколько себя помню, иду в мастерскую, как на проходную завода, в точно назначенное время. А если задержался, слышу: "Миша, к мольберту!" - А вдруг вдохновения нет? - У профессионала вдохновение является в процессе работы, как аппетит во время еды. - Но сейчас говорят, что есть надо, когда захочешь. - Это тоже правильно. Искусство - такая тонкая вещь... МАСТЕР - КЛАСС N 2 - На творческой даче руководителем нашей группы был Владимир Николаевич Гаврилов. Мой одногодок, фронтовик. Тогда мы были молоды. Но я "в учениках", а он - мэтр, преподавал в Суриковском. Он говорил нам, что писать надо тогда, когда не писать не можешь. А если не достиг такой стадии творческого нетерпения - наблюдай, анализируй, выбирай момент, когда душа сама запросит творчества. Только так рождается настоящее произведение искусства. БУДНИ - Над чем вы работаете сейчас? - Сейчас я обдумываю житье. Хожу в выставочный зал и долго и пристально себя рассматриваю, потому что там работы выглядят иначе, чем в мастерской. Вот хожу, смотрю и думаю. - Вы чаще довольны собой или недовольны? - Всегда недоволен. Мои домашние меня даже придерживают, чтобы я не трогал готовые работы. Я зверски переделываю. - А всегда это на пользу? - Нет. "Самовары", например, загубил. Когда в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая случился пожар, два моих натюрморта закоптились. Один я отмыл, второй взялся переделывать. Говорят - хуже сделал. Буду продолжать писать любимые темы: архитектуру города, натюрморты. Он меня особенно увлекает. Его трудно сочинить, он должен быть осмысленным, нести в себе определенное содержание. А для художника хорош еще и тем, что дисциплинирует подход ко всем компонентам: форме, свету, цвету... Но очень важно избежать натурализма. • МАСТЕР-КЛАСС N 3 Я в начале творческого пути пригласил посмотреть мои работы одного очень известного художника, который был председателем зонального выставкома в Иркутске. Он посмотрел натюрморты и говорит: "У тебя все правильно. А надо, чтобы был психологический удар какой-то. Вот этого не хватает. Тут нужно чутье, но оно приходит с опытом. Нужны смелость и интуиция, чтобы знать, где "ударить", чтобы не срикошетило по твоей же голове". Вот этот "удар" в натюрморте я и отрабатываю. • БАРНАУЛ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края и мастерских барнаульских художников Чутко, с любовью изображает виды Барнаула заслуженный художник России, живописец Михаил Яковлевич Будкеев, живущий в городе с 1954 года. Его работы, «Весна. Большая вода» (1970), «Дом на улице Чехова» (1972), «Старый Барнаул» (1982) и другие передают не только архитектурные памятники Барнаула, но и рассказывают о жизни, которая протекала на улицах города в 60-80-е годы ХХ века. Например, большой интерес представляет работа М.Я.Будкеева «Дом на улице Ползунова» (1983), на которой запечатлен бывший дом Александра Адольфовича Лесневского, являющийся памятником деревянного зодчества начала ХХ века в стиле модерн. Изначально это здание составляло часть обширной усадьбы А.А. Лесневского и располагалось на берегу несохранившегося до наших дней заводского пруда. • ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ - АЛТАЙ Регион: Сибирский В г. Барнауле Алтайского края в Выставочном зале Союза художников открылась персональная выставка произведений Заслуженного художника России Михаила Яковлевича Будкеева. Самая разная публика – художники и студенты, артисты и музыканты, и просто ценители искусства пришли на вернисаж поздравить мастера с его 80 - летним юбилеем.Сегодня трудно представить искусство Алтая ХХ века без произведений Михаила Будкеева. Десятки работ этого замечательного автора «живут» в офисах, частных коллекциях, хранятся в сибирских художественных музеях и галереях. Ярким свидетельством его творческой активности является и эта выставка, посвященная 80-летию со дня рождения.Из детства, берет начало любовь к Родине и глубокое понимание природы. После средней была школа военных летчиков, полеты. Затем война, участие в боях на Курской дуге, тяжелое ранение. Судьба сложилась так, что не довелось ему заканчивать художественных институтов, но общение с ведущими художниками края и необыкновенное творческое дарование позволили ему, простому рабочему Бийского котельного завода подняться к вершинам мастерства, и уже начиная с середины 50-х годов, участвовать в краевых, республиканских выставках, зарекомендовать себя как ищущую творческую личность. Одним из первых в Барнауле он стал членом профессиональной творческой организации Союза художников России. На протяжении всей творческой жизни любимым жанром Михаила Яковлевича был и остается пейзаж. В 50-60-е годы его привлекали больше виды горного Алтая и работы отличались скорее созерцательностью и элегичностью, зачастую носили этюдный характер. Его живопись последних десятилетий ушедшего века теснейшим образом связана с задачами современного искусства, в развитии которого все сильнее взаимодействие различных жанров. Работы Будкеева конца 90-х годов с жанровыми мотивами перерастают рамки обычного пейзажа. Элементы созерцательности и элегической умиротворенности раннего периода уступают место более активному восприятию действительности. В его картинах природа неразрывно связана с жизнью человека, его трудом. Основная тема картин, созданных Михаилом Будкеевым за последние годы, это современный Горный Алтай, Монголия, люди, черты нового в их жизни. Это строители рядом с новыми домами в высокогорных селах Акташе, Онгудае, Кош-Агаче, это всадники с отарами овец на поднебесных пастбищах, дымки над стоянками чабанов в таежных урочищах. С большой сердечной теплотой изображает художник простых тружеников, что видно на многих его полотнах: «Кош-Агач», «Урочище Сугаш», «В Чуйской степи», «У горы Синюхи», «Поселок мараловодов», «Будни на погранзаставе», «На стоянке чабана» и другие. Многие из этих работ вошли в золотой фонд современного искусства Алтая и хранятся в музеях нашего края. Работы, посвященные горному краю в основе своей натурны, создаются в многочисленных поездках по горам, конных или пеших походах с этюдником за плечом.Но горная тематика не единственный источник его вдохновения. Он пишет пейзажи степного Алтая, влекут его и живописные места других районов нашей страны. На выставке представлена серия работ, привезенная из поездки в Псков – «Собор Ивановского монастыря», «На центральной улице Пскова» и др. Но в этих работах большее место занимает не природа, а архитектурные памятники. Это вторая большая область, привлекающая художника. Красота природы и красота зодчества одинаково интересны для живописца. Им создана прекрасная серия полотен об архитектуре старого и нового Барнаула. Среди несомненных удач «Дом на улице Гоголя», «Русский чай», «Красный магазин», «Речной вокзал», «Мост строится» и каждое место, мимо которого ты проходил, может, сотни раз, воплощенное на холсте настоящим художником, влюбленным в родной город, вдруг обретает какой-то особый романтический флёр и привлекательность. Министерство культуры Российской Федерации • К 80 - ЛЕТИЮ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА РСФСР МИХАИЛА ЯКОВЛЕВИЧА БУДКЕЕВА Сложно сказать новое слово в искусстве, трудно найти свой язык в живописи, особенно в пейзаже с его славными традициями и замечательными постижениями бесконечно разнообразных состояний природы многими мастерами кисти. "После Левитана нельзя уже писать пейзажи!", - уверял живописец Малявин. Это благоговейное отношение к проникновенным полотнам Саврасова, Левитана, Нестерова и ко всему искусству, представленному, например, в Третьяковской картинной галерее, хранит в своей душе наш современник - алтайский художник М.Я. Будкеев. И вот мы на его выставке. И наш взгляд, постепенно освобождаясь от скачущих ритмов городской суеты и блеклой обыденности, становится сосредоточенней и глубже, в нем пробуждаются удивление, радость узнавания и открытия в знакомых мотивах свежей прелести, жизненной силы. Горы, лошадки, озера, улицы и дома провинциального города, снова долины, белая лошадь на белом снегу, просторная монгольская степь, цветущий бадан и всадник в степи - как прост и хорош этот мир! Открыл и воссоздал его в пластических живописных образах М.Я. Будкеев. И этим сказал свое слово в искусстве. Безусловно, творчество Михаила Яковлевича Будкеева обогатило искусство Алтая новыми темами и образами, новым художественным опытом, развивающимся на основе непосредственного восприятия окружающего мира. Живопись художника обращена к современности, жизнь людей и образы природы предстают в произведениях М.Я. Будкеева преломленными через личное лирико-поэтическое мироощущение. М.Я. Будкеев принадлежит к тем реалистам, о творческом методе которых можно сказать словами известного писателя Эмиля Золя: "определить произведение искусства можно только так: это кусок действительности, увиденный через темперамент". В другой раз романист скажет несколько иначе: "Произведение искусства - это уголок мироздания, увиденный через темперамент". Оба определения применимы к творчеству М.Я. Будкеева, так как внимателен и точен взгляд художника и глубока его искренность в понимании изначального единства человека и природы. Разве не в этом убеждает нас выставка? Экспозиция - это спрессованное время, это бесчисленные мгновения, пережитые автором и материализованные им средствами живописи, а еще - это результат неустанного и любимого труда. Выставка демонстрирует ступени творческого роста живописца. 1950-е, начало 60-х годов - время освоения техники письма, формирования своей живописной манеры, время широких и настойчивых поисков своей тропинки в искусстве. С 1954 года М.Я. Будкеев живет в Барнауле. В 1957 году его пейзаж "Алтай. Выпал снег" был рекомендован на республиканскую выставку. Как художническую удачу и как счастливые дни вспоминает живописец общение в Домах творчества на Байкале и Вышнем Волочке с крупными мастерами изобразительного искусства С.П. Ткачевым, В.М. Сидоровым, В.Н. Гавриловым, К.М. Максимовым. Их профессиональные советы и оценки были полезны и дороги М.Я. Будкееву. Но уроки мастерства вписывались не в пустующую раму - основа творческого метода живописца уже была соткана судьбой и художественными традициями родного края. М.Я. Будкеев родился в крестьянской семье, в старинном селе у подножия Салаирского хребта Овсянниково Целинного района Алтайского края. Красота природы, самобытность жизненного уклада, природные склонности будили романтическое отношение к миру, формировали цельный характер. В крестьянской юности у М.Я. Будкеева были занятия, определяемые полузабытыми ныне словами "коногон", "копновоз"; помнятся художнику и клички всех лошадей из того далекого прошлого - Лапоть, Попиха, Пегуха - и о каждой из этих трудяг - поэма воспоминаний. Рано определившийся интерес к художественному творчеству не был тогда подкреплен обучением и художническим знанием, так как по судьбе будущего художника прошла Великая Отечественная война. М.Я. Будкеев закончил Канскую военную авиационную школу, летал штурманом, но воевать пришлось после окончания Новосибирского пехотного училища командиром взвода автоматчиков - апрель, май, июнь, июль 1943 года. М.Я. Будкеев находился на передовой, испив сполна трагическую чашу боя в окопах. В битве на Курской дуге художник был тяжело ранен и более года провел в госпитале г. Маршанска Тамбовской области. В госпитальной палате рядом оказался архитектор, стал учить рисовать и дал совет: "Отслужишь - учись на художника". В 1946 году М.Я. Будкеев вернулся на родину. Влекла художественная среда. В Бийске она была благодатная. Среди эвакуированных и сосланных находились замечательные личности - актеры, музыканты, художники, деятели кино. Несколько лет были отданы работе декоратором Бийского городского драматического театра. Благодарно вспоминает те годы живописец творческую атмосферу, которую создавали художники театра И.М. Перетолчин, М.П. Смородкин, интеллигентный и эрудированный М.Ю. Стэгер. Работали много, срочно, вдохновенно, изобретательно - когда не было красок, использовали красный стрептоцид. Умели возвыситься над тягостным бытом. В Бийске был очень популярен и уважаем пейзажист Д.И. Кузнецов, чтивший своего учителя Г.И. Гуркина, зачинателя профессиональной живописи на Алтае. Жил он в двух комнатках коммунальной квартиры на втором этаже бывшего купеческого особняка. В ней, в этой квартирке, часто бывал молодой М.Я. Будкеев. Здесь царил дух истинного служения искусству. Д.И. Кузнецов подарил Будкееву и его жене актрисе театра М.И. Буровой-Будкеевой два этюда, ныне ставшие их семейной реликвией. Бийская творческая атмосфера укрепляла желание быть художником. М.Я. Будкеев в свой еще робкий опыт впитывал художественные и нравственные традиции русской реалистической школы. Естественным было для М.Я. Будкеева увлечение пейзажем - любовь к природе проповедовал Д.И. Кузнецов. Горный Алтай был воспет Г.И. Гуркиным, и хотя до реабилитации этого выдающегося пейзажиста его творчество оставалось недоступным для зрителя, о нем говорили, помнили, стремились увидеть картины Г.И. Гуркина. В начале своего художественного пути М.Я. Будкеев не видел ни одной крупной работы Г.И. Гуркина, ему удалось лишь посмотреть рисунки мастера в Горно-Алтайском музее. И все-таки имя певца красоты Горного Алтая вошло в жизнь начинающего художника как символ реалистической школы пейзажа. Преемственность традиций характерна для М.Я. Будкеева. Но без нее и немыслимо становление серьезной творческой индивидуальности. На основе традиций сложился творческий метод М.Я. Будкеева, предполагающий систематическое углубленное изучение натуры. К началу 60-х годов живописец показал на краевых и других выставках байкальские виды ("Рыбачий поселок", "Баргузин", "Ангара") и серию архитектурных пейзажей ("Часовня", "Псков", "Мирожский монастырь", "Звонница", "Собор Ивановского монастыря" и др.). Написаны они широким свободным пастозным мазком, уверенно, в них - живое дыхание жизни. Эти небольшие работы - достойное наследие молодости художника, они украшают сегодняшнюю выставку. В творчестве М.Я. Будкеева были работы, отвечающие тенденциям советской живописи тех лет, когда от художника выставочные комитеты и вся система культуры требовали сюжетно-тематическую картину, раскрывающую красоту труда человека, покоряющего природу. Но у М.Я. Будкеева эти тенденции всегда окрашены романтическими настроениями единения человека и природы ("Геологи", "На лесоучастке", "Рыбачий поселок"), часто в таких произведениях присутствуют стремление к достоверной правдивости, большая привязанность к натуре. Но уже в начале 60-х годов всем, кто интересовался искусством, стало очевидно, что на Алтае появился пейзажист со своей живописной манерой. В 1961 году М.Я. Будкеев был принят в члены Союза Художников России. Творческая индивидуальность художника особенно глубоко раскрывается с середины 60-х годов, когда происходит неизбежное - в русло его искусства чистой рекой вливается тема Горного Алтая. Она и становится главной привязанностью живописца. В ней он находит богатство красок, мотивов и сюжетов, увиденных именно им. Для М.Я. Будкеева характерен пейзаж с элементами жанра ("У земляков", "Табуны", "На ферме маралосовхоза", "Двое в степи" и др.), но чаще всего жанровые мотивы ненавязчивы, они лишь наделяют долину, степь, горные склоны приметами времени и делают их современными нам, зрителям. Пейзаж, природа, ее камерный уголок ("Бадан цветет") или ее пространство, простор, даль, глубина ("Ледоход на Катуни", "Стоянка Ак-Кая", "В долине Мендурсакона", "Табунщик"), мотив реки, дороги - композиционно и колористически решены так, что в нас, зрителях, возникает ощущение неожиданной встречи со знакомыми, близкими, но полузабытыми образами, в них нет рассудочности и холодности. Появлению этого ощущения способствует этюдность работ М.Я. Будкеева, основу которой составляет непосредственное зрительное впечатление. В 70-х годах расширяется круг задач живописи М.Я. Будкеева. Все большее значение приобретает не только то, что сделано, но и как сделано. Художник все чаще обращается к натюрморту. К этому жанру М.Я. Будкеев пришел через пейзажное восприятие мира. Предмет, вещь достойны воспроизведения не только за свою собственную красоту и значительность, а за причастность к единому природному миру. И тают границы жанров - натюрморт в интерьере или полянка с корзиной грибов, кактусы на подоконнике, окно, а за окном - городской пейзаж. Таковы "Осенний натюрморт", "Натюрморт с кактусом", "Уголок в мансарде". Есть у художника любимые предметы - самовар, седло, чаша из дерева, вырезанная им самим. Они - часть среды мастерской живописца. Лучшие произведения М.Я. Будкеева не имеют четкого повествовательного или острого сюжета, и его натюрморты в основном этюдного плана. Художник не стремится создавать особый предметно-идеальный мир, а выражает свое любовное и внимательное отношение к форме, фактуре, характеру предмета во всей его живой конкретности, решая при этом увлекательные и сложные живописные задачи. Особое место занимает в творчестве М.Я. Будкеева монгольская тема. Поездки в Монголию были плодотворными. Художника поразили просторы неба и земли, пустыни Гоби, органичное пребывание в этой бескрайности табунщика, погонщика верблюжьего каравана, чабана у костра. Монгольская тема нашла отражение и в натюрморте. Одна за другой появляются работы, на которые вдохновил живописца живой и вещный мир Монголии ("Табунщик", "Монгольский натюрморт", архитектурные виды). Поразила художника красота и яркость народных монгольских костюмов и предметов бытовой среды. Он пишет несколько хороших портретных этюдов девушек в национальных одеждах, демонстрируя новую грань своих творческих интересов ("Саранцэцэг", "Дэлгэрсайхан", "Табунщица"). Экспозиция выставки вновь возвращает нас к пейзажу. Лиризм, светлость, гармония - основные состояния и настроения пейзажей М.Я. Будкеева. Особенно теплы и человечны работы с изображением лошадей. Именно эти произведения принесли М.Я. Будкееву известность в художнической и зрительской среде Сибири. Суть живописи М.Я. Будкеева в естественности, в открытии натуры, в развитии видения. Молодость художника связана с созданием видов старинных русских городов и монастырей. Архитектурный пейзаж не стал эпизодом в творчестве живописца. М.Я. Будкеев - автор серии произведений о Барнауле, особенно по-будкеевски самобытна "Большая вода", где изображен уголок старого города с двухэтажными деревянными купеческими особняками, дощатыми заборами, горбатым узким мостиком через разлившуюся речку Барнаулку, лошадкой, бредущими по высокой воде прохожими. Этот пейзаж - великолепный штрих исторической среды сибирского города. М.Я. Будкеев неравнодушен к рукотворной красоте. Он замечает ритмы башенок, крылец, ритмы деревянной резьбы наличников и карнизов, барнаульские дома на улицах Пушкина, Чехова, Ползунова, литых львов на воротах усадьбы, и все это стало частью живописной летописи Барнаула. Трудно выделить этапные произведения в творчестве М.Я. Будкеева. Его путь в искусстве - нарастание силы и выразительности одной мелодии, в основе которой ясная любовь к жизни. Жизнелюбие, светлое восприятие мира, радость любимого труда, удовольствие от него, доброта и поэтичность выражены в живописи М.Я. Будкеева просто, звучной гаммой красок, естественно и органично. Судьба определила ему быть художником. Михаил Яковлевич Будкеев стал им. Друзей моих прекрасные черты ________________________ 13-й фестиваль народного творчества и мастеров искусств 11 февраля 2008 В последний день марта в центре «Город» прошел традиционный вечер памяти наших известных земляков - представителей творческих союзов. Организован он был, как и прежде, комитетом по культуре администрации города совместно с централизованной библиотечной системой и Алтайским отделением Союза театральных деятелей. На встрече говорили о людях, в жизни и творческой судьбе которых было много общего, пути которых неоднократно пересекались, даже трудовая деятельность у обоих началась с него - с Алтайского краевого театра драмы им. В. Шукшина. Владимир Добровольский — живописец, график, педагог, первый профессиональный художник-монументалист на Алтае, заслуженный художник России... Благодаря неустанному творческому поиску и светлому таланту Владимира Федоровича на культурной карте Барнаула появился комплекс Мемориала Славы в честь Победы в Великой Отечественной войне, композиции «История плавания» в бассейне «Обь», фасад мозаики Дворца культуры Барнаула, без которых сегодня мы уже не представляем облик нашего города. Об этом вечере памяти рассуждали друзья и коллеги Добровольского: Петр Анисифоров, Сергей Боженко, Владимир Коньков, Людмила Лихацкая, Леопольд Цесюлевич и другие. Вспоминали о том, что, как и всему обществу, многим деятелям культуры в девяностые годы пришлось вынести серьезные испытания. Важно было не поддаться иску¬шению всеобщей коммерциализации, подлинную правду жизни не подменить примитивным показом человеческих пороков, сохранить в своем творчестве нравственность и гражданственность. И, главное - помнить о силе воз¬действия мастерства художника, об ответственности за будущее. Василий Федорович - личность незаурядная - и в эти нелегкие времена оставался самим собой: был отзывчивым на беды других, щедро дарил друзьям свои картины и дивные кованные из металла розы, помогал деньгами и забывал, кому их отдал, шутил, удивлял гостей по особым рецептам приготовленным блюдом. Как и он сам, были его замечательные картины и ученики, многому научившиеся у мастера. Они продолжают традиции учителя, не позволяя забвению прикоснуться к его светлому имени. Актрису Марию Бурову зрители отметили и запомни¬ли с первого выхода на сцену Алтайского краевого театра драмы еще в 1954 году: она пришла и осталась в нем навсегда. Ее героини были воплощением чистоты и женственности, их образы трогали сердца зрителей своей искренностью и простотой, умением «быть как стебель и быть как сталь». Это и Катя в спектакле «В добрый час» В. Розова, Сонечка Мармеладова в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского и другие. С годами росло профессиональное мастерство актрисы, взрослели ее героини, множилось количество сыгранных ролей. К прежним добавились Лиза в «Традиционном сборе» В. Розова и Елена в спектакле «Рассудите нас, люди!», Наталья в «Тихом Доне» по роману М. Шолохова, Варвара в «Последнем сроке» В. Распутина... Народный артист России Георгий Обухов вспоминает: «Мария Ивановна—это мы. Она делила с нами сцену, жизнь, все, что имела». Об этом же говорили коллеги и друзья - вспомнить ее пришла почти вся труппа театра, во главе с народной артисткой России Светланой Талалаевой. Двести сценических образов, созданных Марией Ива¬новной, будут долго помниться зрителям. А друзья вспо¬минали ее легкий нрав, истовое служение искусству, необыкновенную любовь к сыну Сереженьке (известному органисту Сергею Будкееву) и к мужу - народному художнику России Михаилу Будкееву. Талантливые и просто хорошие люди всегда умирают слишком рано, какой бы долгой не была их жизнь. Наверное, художник от сердца, художник от Бога знает, что надо успеть выполнить предначертанное и поделиться с миром хотя бы частичкой своего таланта. Частичкой своей души.… Алла Истомина. На вернисаже как - то раз ..... Алтайский живописец Михаил Будкеев, которому в этом году исполняется 85 лет, получил звание «Народный художник России». Официальная церемония награждения состоится сегодня, 1 февраля, в столице Алтайского края —… _______________________ 24 декабря 2008 года в зале Союза художников состоялось открытие выставки М.Я. Будкеева "Мотивы жизни", приуроченной к 85-летию художника. Среди почетных гостей юбилейного вернисажа присутствовали представители общественной и культурной жизни города и края, Новосибирской области, в первую очередь доктор искусствоведения, профессор Т.М. Степанская. Накануне этого знаменательного события стало известно, что указом президента России В.В. Путина Михаилу Яковлевичу присвоено звание народного художника РФ, он первым на Алтае удостоен этой чести. Помимо Тамары Михайловны гостем праздника стал известный сибирский искусствовед П. Муратов, представители краевой власти - вице-губернатор Н.П. Черепанов, председатель крайсовета А.Г. Назарчук, председатель Барнаульской городской думы С.В. Краснов. Для поклонников творчества М.Я. Будкеева вернисаж стал редкой возможностью вновь увидеть его произведения различных этапов творчества. Лирико-поэтическое мироощущение присутствует во всех произведениях художника, будь то монгольская тема, полотна с изображением старого Барнаула или любимые многими зрителями натюрморты. У посетителей выставки создалось впечатление, что перед ними открылся мир, наполненный чувствами и жизненной силой. Что придает произведениям Михаила Яковлевича особую пронзительную сущность. Жанровое разнообразие полотен художника характерно для юбилейной экспозиции. Здесь представлены давно полюбившиеся поклонникам его творчества "Саранцэцэг. Дочь Монголии", "Катунские пороги", "Монгольские сувениры", "Табунщик. Гоби". Около двух десятков картин, представленных на выставке, составляют цикл "Старый Барнаул". Всего "Мотивы жизни" включили более сотни живописных полотен М.Я. Будкеева. Примечательно, что автором экспозиции явилась профессор Т.М. Степанская, на протяжении многих лет изучавшая творчество художника. На открытии выставки Тамара Михайловна отметила: - Михаил Яковлевич народным художником был всегда. И в свои 85 лет он живет воспоминаниями деревенского детства, дающими ему новые силы для творчества, для создания вдохновенных образов. Перед нами художник, открывающий радость бытия, что отражено в излучающих свет полотнах. МОНГОЛИЯ - ЭТО РЯДОМ _____________________ В Арт-галерее Щетининых открыта ретроспективная выставка "Монголия в произведениях алтайских художников Михаила Будкеева, Федора Торхова, Анатолия Щетинина", посвященная 50-летию Общества дружбы народов Монголии и России. Выставка экспонировалась в Москве в Центральном Доме работников искусств в июне 2008 года. Величественное озеро Хубсугул, Дарханская котловина, Эрэнэ-Дзу, мемориальный комплекс Чингисхана, пустыня Гоби, разнообразие птиц, диких животных, белые войлочные юрты, стада лохматых яков в степи, красные пески и яркое солнце, богатейшая древняя история, культура и люди - всем этим влечет к себе многих путешественников, художников Монголия. Организатор и активный участник совместных творческих групп заслуженный художник России Федор Торхов вспоминает: - Была создана группа из монгольских и алтайских художников, и в начале 80-х годов мы успешно работали в Восточно-Гобийском аймаке, угольном разрезе Баганур и в Алтайском крае. Результатом творчества стала выставка "Алтай-Баганур-Гоби", затем позже хорошо поработала наша творческая группа "Алтай - горы дружбы". Каждый год осуществлялись такие путешествия, результатом которых были выставки с произведениями о жизни Алтая и Монголии. Произведения Федора Торхова экспонировались в Москве, других российских городах, а также в Улан-Баторе, Эрдэнэте, Ульгие. Торховым создана обширная портретная галерея монгольских аратов, рабочих, политиков, деятелей науки и культуры. На выставке представлены работы, передающие особый колорит, наполненные большой любовью к монгольской земле: "Весна в Цэнгэл сомоне", "Гости приехали", "Портрет арата"... Тепло вспоминал о своих творческих поездках на открытии выставки в Арт-галерее народный художник России Михаил Будкеев. Зрители смогут увидеть в экспозиции ряд замечательных произведений художника, созданных по его этюдам: "Харахарин - древняя столица Монголии", "За чаем. Полдень", "Верблюдовод", "Двое в пути". А в планах художника Анатолия Щетинина, участника многих путешествий, поездка этим летом... опять же в Монголию. В экспозиции представлены его пейзажи и портреты. "На каникулах в Тэрэлже" - здесь изображена юная хрупкая монгольская девушка, навестившая своих родителей после учебы. Получился светлый и тонкий образ. Еще один портрет - "Солист из Кобдо". НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК ОТМЕТИЛ 85 ЮБИЛЕЙ ______________________________________ В выставочном зале Союза художников – вернисаж В понедельник здесь открылась большая юбилейная выставка Михаила Будкеева. В конце декабря Михаил Яковлевич отметил 85-й день рождения, а накануне президент России подписал Указ о присвоении ему звания "Народный художник России". В тот вечер в выставочном зале было многолюдно - поздравить мастера пришли почитатели его таланта, коллеги по цеху, официальные лица. Впрочем, и вице-губернатор Николай Черепанов, и председатель крайсовета Александр Назарчук, и председатель Барнаульской городской думы Сергей Краснов подчеркивали в своих выступлениях, что являются давними поклонниками юбиляра, высоко ценят его творчество. Мне показалось очень важным, что среди почетных гостей вернисажа были ректор педагогического университета Владимир Лопаткин, директор музыкального колледжа Валерий Генералов, а в зале было много молодежи, студентов, преподавателей. О многом говорит и тот факт, что на открытие выставки приехал из Новосибирска Павел Муратов - один из самых авторитетных сибирских искусствоведов. Он-то и напомнил собравшимся, что происходит все в канун Рождества по григорианскому календарю. И хотя звезд в тот метельный вечер разглядеть на небе не удалось, календари утверждают, что световой день стал на минуту длиннее. Чудо все-таки случилось - света стало больше. В коротком интервью Павел Дмитриевич заметил, что творчество Михаила Будкеева отличают устойчивость взглядов, постоянство.Высокое звание « Народный художник Российской Федерации » Указом Президента Российской Федерации присвоено выдающемуся художнику Михаилу Будкееву , внесшему значительный вклад в развитие изобразительного искусства Алтайского края и Сибирского региона. « Стоит отметить , что такое высокое звание присваивается нашему земляку впервые за всю историю Алтайского края » - подчеркнул Александр Карлин , губернатор Алтайского края. _____________ Житейская и творческая биографии Михаила Яковлевича Будкеева – первого Народного художника России на Алтае были предопределена тем, что он родился в 1922 году в алтайском селе. Не надо зарываться в его личное дело, чтобы предсказать неизбежное: ломку деревенской крестьянской традиции в родном селе и, кажется, во всем свете, Вторую мировую войну, уйти от которой сверстникам Будкеева и близким к ним поколениям жителей Сибири, России не дано, послевоенное медленное восстановление мирного быта и относительно спокойное развитие творчества, перестройку, поколебавшую почву под ногами всей российской интеллигенции… Двадцатый век не давал художникам, рано почувствовавшим свое призвание, беспрепятственно войти в искусство, не давал времени на спокойное вдумчивое творчество. У Михаила Яковлевича есть картина под названием «Из моего детства», написанная им на пятьдесят шестом году жизни. Она показывает часть комнаты деревенской избы. В комнате ножная прялка, керосиновая лампа с семилинейным стеклом, расшитые полотенца на стене, на фоне полотенец – парный портрет родителей под стеклом и в рамочке. Вот то, с чем успел сродниться юный Будкеев, признать исконно своим, но что давно ушло безвозвратно. Разрозненные музейной ценности предметы сведены в единую композицию волей художника, их ансамбль он не подсмотрел, а построил и тем самым поклонился неспешному течению времени в традиционной сибирской деревне. Картин войны или быта военных лет у Будкеева нет, есть только этюды пейзажей со следами войны («Траншеи. Здесь были бои», «Памятники сражений»), написанные в 1960 году во время поездки во Псков. Многие фронтовики, воспринявшие войну как катастрофическое разрушение норм жизни, вернувшись к мирным будням, не могли о ней вспоминать и рассказывать, не могли ее изображать. Им не хватало сил заново переживать только что отошедшие в прошлое кошмары. Предположение, что всякий художник, присутствовавший при исторических событиях, непременно эти события отобразит, историей искусства не подтверждается. Есть явления, от каких хочется отвернуться, есть и жизнеутверждающие мотивы, в том числе непреходящего значения. Им и служат художники. Будкеев участвовал в боях на Курской дуге, где смерть беспощадно косила и «наших» и «не наших». Она зацепила своей косой и Будкеева. Но только зацепила. Он пролежал в госпитале более года и, к счастью, вышел оттуда хотя и с травмированной ногой, но все-таки живой и дееспособный. Да и по техническим причинам не мог он тогда откликаться на события, проходившие перед его глазами. Он не имел за плечами никакой художественной школы, никакого опыта рисования и живописи. Детские рисунки и участие в выпуске стенгазет, может быть, закладывали первые камни в фундамент творчества, но для успешной работы на равных с «настоящими» художниками требовалось совсем другое. До двадцатилетнего возраста не довелось ему коснуться этого «другого» и встретить живого художника, живую картину. Только однажды, когда он перед отправкой на фронт проходил ускоренную подготовку в Новосибирском пехотном училище, ему посчастливилось увидеть на выставке находившейся здесь в эвакуации Третьяковской галереи подлинные картины В. И. Сурикова, В. Г. Перова, В. В. Пукирева… Увидел и обомлел – вот какие чудеса существуют на белом свете! И с той поры он уже не мог забыть чудного мгновенья, родившего в нем «и жизнь, и слезы, и любовь».Послевоенный Бийск еще не потерял дореволюционной патриархальности. Чистая холодная река Бия, убегая от Телецкого озера, по дороге напрыгалась на каменистых порогах и уже спокойно текла мимо Бийска к слиянию с Катунью. За Бией невидимый, но предощущаемый возвышался Горный Алтай. Художественной школы, Союза художников в городе не было, была артель «Быт» и при ней так называемая художественная мастерская, выполнявшая в основном малярные работы. Если бы отечественная история не перебивалась шараханьями из стороны в сторону с переломами человеческих жизней целыми поколениями и сословиями, Будкеев мог бы прикоснуться в Бийске к памяти Г. И. Гуркина, который здесь в иконописной мастерской успешно начинал свой творческий путь. С Гуркиным у Будкеева, как выяснилось в продолжение его полувекового творчества, много точек соприкосновения по алтайской теме, по сюжетам пейзажей, иногда производящих впечатление, будто они писаны художниками с одного мотива и одновременно. При всем том Будкееву дарована судьбой индивидуальная способность, любя природу, улавливать дух места. У наших современников есть достаточно оснований воспринимать творчество Гуркина и Будкеева как одну линию искусства Сибири в его эволюционном развитии. Живший в Бийске живописец Д. И. Кузнецов, ученик и товарищ Гуркина, приветил Будкеева и помог ему оглядеться на первых порах в искусстве, однако Кузнецов, хотя и был долгие годы рядом с Гуркиным и в буквальном смысле писал те же мотивы, что и его учитель, своему наставнику все-таки не ровня, а подлинные лучшие полотна Гуркина после его расстрела в 1937 году как врага народа были в 1940-х годах любителям искусства недоступны. Вместо прямого пути в искусстве от предшественника к продолжателю Будкееву пришлось идти случайными зигзагами. После артели «Быт» последовал декорационный цех Бийского драматического театра, далее – работа художником-оформителем на Бийском котельном заводе. Работа театрального художника имеет свою специфику, которая не каждому даровитому живописцу по плечу и по нраву. Одно то, что при выполнении декораций употребляется кисть, очень похожая на швабру, названная театральщиками «дилижансом», показывает особую специфику театрального искусства. Наполненный краской «дилижанс» приходится возить по холсту, потому что надо перекрывать цветом большие поверхности задника или кулис. Но в театре работали хорошо подготовленные, грамотные художники, не маляры-ремесленники (тоже нужные на своем месте люди). Работа рядом с ними подняла Будкеева на новую ступень профессионализма. Началась, кроме того, систематическая работа над этюдами, как правило, пейзажными. Художник на заводе внутренне свободнее художника театра, где вечная спешка перед сдачей спектакля и вечная дружба-вражда художника с режиссером. На заводе надо писать объявления, афиши, проектировать доски почета, оформлять территорию завода к праздникам, что тоже прирожденному живописцу не в радость. Станковая живопись на заводе почти не требуется. Живописью художник занимается по собственной охоте и столько, сколько может в свободное от заводских заданий время, иногда и одновременно с ними. При постоянном общении с художниками театра И. М. Перетолчиным, М. П. Смородкиным, М. Ю. Стэгером, с шестидесятилетним Д. И. Кузнецовым Будкеев написал первые в своей жизни картины: «Котлы – стройкам коммунизма» и «На строительной площадке котельного завода». На очередную ступень в искусстве Будкеев поднялся уже в Барнауле, в котором живет и сейчас. Сначала в Барнаул приехала на девятую краевую художественную выставку, открывшуюся в октябре 1951 года, его картина «Котлы – стройкам коммунизма». Через три года (1954) он и сам с семьей перебрался в центр Алтайского края. В каталоге краевой выставки Будкеев записан в группу самодеятельных художников – сказалось формальное прочтение анкетных данных художника с указанием места его службы в Бийске (котельный завод), – но очень скоро отношение к нему переменилось. В ноябре 1956 года в Иркутске открылась выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока, ее готовили исподволь, не торопясь с отбором произведений. И на нее-то у Будкеева, еще не состоявшего в членах Союза художников, выставочный комитет отобрал пять пейзажей с незамысловатыми названиями: «Кедр», «Весна», еще раз «Весна», «В горах Алтая», «Первая борозда». У пейзажей размеры в тетрадный лист (12х18, 21х34...), только картина «В горах Алтая» побольше (39х86), их надо было находить среди больших полотен, приготовленных к выставке, и, приблизившись к ним, рассматривать почти как миниатюру. И члены выставкома приблизились и рассмотрели в картонках и холстиках достоинства живописи, соответствующие уровню выставки. Именно потому, что Будкеев был замечен среди живописцев Сибири, ему дали возможность продолжить его университеты. Его рекомендовали в Республиканский Дом творчества на Байкале, в 1956-м году еще не открывшийся. Дом творчества открылся тремя годами позднее. Среди первых его гостей был Будкеев. Группа, работавшая в Доме творчества, «поток», по официальной художнической терминологии, комплектовалась длядвухмесячной совместной работы при полном обеспечении жильем, питанием, проездом туда и обратно. Руководителем группы в 1959 году был В. Н. Гаврилов – восходящая звезда на отечественном художественном небосклоне. За картину «Свежий ветер» на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене Гаврилов получил золотую медаль. Широко, красиво написанная картина Гаврилова того стоит. Он и вел за собой съехавшихся на Байкал живописцев. По его словам, живописец должен во время работы гореть, неистовствовать. Пусть ломаются кисти, затаптываются упавшие на землю тюбики с красками – все пустяки перед холстом на мольберте. Будкеев надолго запомнил призывы Гаврилова, но следовать им он не мог. Да и сам Гаврилов им не следовал, что видно по обдуманности его картин, по углубленной психологичности его героев. Ценность гавриловского руководства не в буквальном значении сказанных им слов, а в подвижническом отношении к творчеству, в личном примере его работы над картиной. Почти сразу от Байкала Будкеев переместился в Вышний Волочек, на так называемую «Академическую дачу». И снова встреча с незаурядными художниками России. Его и там приняли хорошо. Рекомендовали работать два срока, то есть четыре месяца на освоенном художниками месте в окружении даровитых живописцев России. По семейным обстоятельствам он не смог воспользоваться лестными предложениями. На следующий год (1961) его приняли в Союз художников, и дальше он уже строил себя как художника сам, извлекая пользу из общения с живописцами Барнаула, а также со всеми прочими, с кем ему приходилось встречаться в Сибири, в Москве, в поездках по стране. Ко времени вступления в Союз художников Будкеев уже полностью подпал под обаяние Алтая. Горный Алтай рядом. Горный Алтай – рай для пейзажиста. Тут открываются и далекие панорамы с хребтами заснеженных гор, и отражающие небо озера, и рвущиеся через камни потоки рек и речек. Виды Алтая, представляемые художником на выставках, привлекали к себе и вечно будут привлекать многих. География их распространения по частным и музейным коллекциям от Бийска, Барнаула до США и Японии всесветна. Они воплощают в себе данный человеку природой образ бодрой романтики. Их время не уйдет в прошлое, как не уходит из жизни человека стремление к возвышенному и прекрасному. Тема Алтая у Будкеева пейзажами не ограничивается. На всех персональных выставках живописца помимо пейзажей присутствуют натюрморты, портреты, многофигурные композиции. Существующая веками классическая школа искусства именно такой комплекс жанров и рекомендовала для выработки у художника уверенного профессионализма. В школе принята ненарушаемая последовательность от натюрморта через рисунок и живопись фигуры человека к картине исторического значения. Будкеев названную последовательность не соблюдал. Хронологически пейзаж у него предшествует другим жанрам, а далее они пошли рядом, на равных правах дополняя друг друга. Но и в таком неразрывном единстве и, стало быть, во взаимопроникновении они заставляют художника раскрывать разные аспекты темы. Натюрморты Будкеев пишет, что называется, «в упор», когда каждый изображенный предмет являет свойственные ему форму, фактуру, материальность, цветность. Здесь мир земного, повседневного. Портреты или фигура человека, сохраняя связь с миром вещей, подчеркнутой материальности не имеют. Материальность в них замещается психологизмом или, во всяком случае, наклонностью к нему. Многофигурная композиция всегда пишется им в пейзаже с отдаленными планами, где царствуют свет и простор. Их и писать приходится светло и в известной степени бесплотно, иначе группы людей начнут рассыпаться на обособленные единицы.Сюжеты натюрмортов алтайской темы многочисленны и разнообразны. Будкеев писал на Алтае цветы, камни, грибы, пойманных рыб. Богат ими Алтай. В обстановке мастерской написал он несколько натюрмортов с привезенными из путешествия по Алтаю рогами оленей, горных козлов, косуль. Есть у него и такой относительно редко встречающийся тип натюрморта, как «Ночью на стоянке». В нем на крюках, вбитых в бревенчатую стену, висят на временном покое шуба, седла, лежит на чурбаке охотничий нож. Вся биография жителя гор налицо. Человек в алтайской теме Будкеева, если считать портретный вариант темы, не повествовательно-жанровый, представлен менее разнообразно. За свою жизнь Будкеев написал немало портретов, однако портретное искусство оценивал как пребывание на чужой территории. Работая над портретом, он нередко прикрывал свои сомнения этнографическими приметами в одежде («Девушка из Онгудая»), атрибутами рода занятий («Чабан»), что портрет как таковой не унижает, атрибуты биографического или социального свойства используются в портретах от сотворения мира, в данном же случае они характеризуют изображенного человека и самооценку художника. У него никогда не было сомнений и колебаний при изображении лошадей. «Портретов» лошадей у Будкеева едва ли не больше портретов людей. По двое, по трое, в одиночку они у него везде: в горах, в степях, в поселках, в картине «Старый Барнаул». Типичная для Будкеева картина «В Чуйской степи» показывает трех самых обыкновенных алтайских лошадей у коновязи, не красавиц, не аристократок лошадиной породы, просто симпатичных в своей домашней простоте помощниц человека. Все они под седлами. Справа невдалеке от лошадей из-за рамы картины выставился мотоцикл. На него художник тоже взглянул. Есть на свете и мотоциклы. Их место в картинах Будкеева на втором плане, если не на третьем. На первом плане – лошади. Производственные мотивы время от времени появляются в творчестве нашего художника. Вспомним раннюю картину «Котлы – стройкам коммунизма», тринадцать лет спустя он увековечил строительство капитального моста через Бию, написал судоверфь на Байкале, пристань на Оби, написал несколько картин в местах рудников и шахт. Их должно было быть много больше. В 1950–1980-х годах производственная тематика поощрялась, материально и морально поддерживалась, а Будкеев в середине 1970-х годов был председателем Алтайской организации Союза художников. По долгу службы ему приходилось поощрять производственников. Себя он не сумел поощрить, что, однако, его репутации не повредило. Не видя этих картин на выставках Будкеева, кто почувствует, что чего-то в его творчестве недостает? Роскошь Алтая в его лучших картинах («Стоянка под облаками. Курай», «В долине Курая», «Северо-Чуйский хребет»…) делает автора их и современным и значительным. В начале 1980-х годов благодаря своему соратнику по Алтайской организации Союза художников Ф. С. Торхову Будкеев переступил границу Монголии, где, кстати, Гуркин тоже бывал, и с той поры в творчество Будкеева стала вплетаться монгольская нить. С годами она разрослась, разветвилась. В ней стали развиваться те же жанры живописи, что и в алтайской теме: натюрморт, портрет, пейзаж и даже мелькнула производственная тема («Баганурский угольный разрез»). Лошади и в Монголии есть. Есть там и верблюды. Так что жанровая полнота монгольской серии Будкеева не уступает жанровой полноте алтайской темы. Они сложились наподобие двух близнецов, очень друг на друга похожих и притом сохраняющих внутреннее и внешнее различие. Уровень живописи в ней и характер колорита узнаваемо будкеевские. Помимо названных устойчивых тем – алтайской и монгольской – есть у Будкеева серии картин и этюдов, выполненных по байкальским впечатлениям, псковским, крымским, армянским, городским барнаульским. Ставший родным город, с конца шестидесятых годов является не только средой обитания, но и объектом пристального творческого внимания. Барнаул в работах Будкеева существует в «вертикальном контексте», органично связывая культурное прошлое и настоящее. Городской пейзаж «Весна 1969 года. Большая вода» позволяет еще раз увидеть несохранившееся до наших дней здание гостиницы "Империал", в котором в 1926 году останавливался Николай Константинович Рерих, и наводнение 1969 года, повлекшее сильное подтопление домов в старой части города. «Дом на улице Ползунова» (1983), восстанавливает в памяти двухэтажный деревянный дом, выполненный в стиле «модерн», прозванный по имени его первого владельца «Домом Лесневского». Здесь акцентируется не столько своеобразие архитектурных форм сибирского промышленного города, сколько причастность настоящего прошлому. Еще более это заметно в тех пейзажах, где старый город представлен только типичными для него приметами прошлого и где совсем отсутствуют архитектурные ценности. Такова работа «Дом за Барнаулкой» (1969). Это направление в осмыслении города в начале 70-х годов открыло новую тему в архитектурном пейзаже Барнаула, общий композиционный принцип говорит о попытке достижения цели «портретного сходства»: срез формы, высок.
Александр Карлин: «Нам всем несказанно повезло, что в духовной, интеллектуальной жизни Алтайского края присутствует такой человек, как Михаил Яковлевич Будкеев» Губернатор края сегодня поздравил с 90-летием патриарха алтайской живописи, единственного в крае народного художника России. К своему юбилею Михаил Будкеев приурочил открытие выставки «Алтай – моя жизнь, моя любовь» в Выставочном зале Союза художников России. Как отмечают поклонники творчества Михаила Яковлевича, его имя вошло в историю Алтайского края, историю культуры России как художника-живописца, истинного творца красоты. Мастер является действительным членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств, лауреатом городских и краевых премий, единственным в Алтайском крае народным художником России. Михаил Яковлевич воевал на фронтах Великой Отечественной войны, был участником исторического сражения на Курской дуге. Душевный свет и трепетное отношение к окружающему миру смог выразить Михаил Яковлевич Будкеев в своих произведениях. «Природа одарила его талантом живописца. Работы Михаила Яковлевича способны расположить к себе даже самого рационального и сухого человека. Пейзажи, натюрморты и замечательные портреты объединяет то, что в них где-то видимый, а где-то невидимый, где-то отображенный, а где-то предполагаемый ощущаемый душевный свет. Нам всем несказанно повезло, что в духовной, интеллектуальной, культурной жизни Алтайского края такой человек присутствует», – поделился своим видением творчества Михаила Будкеева Александр Карлин. Мастер, ставший живым классиком, к тому же является основоположником творческой династии. «Михаил Яковлевич сохранил творческий потенциал, работоспособность, продолжает трудиться, как говорят близкие люди, «не щадя себя», как он делает всю жизнь. Поэтому сегодняшняя выставка является подарком всем нам, очень достойный жест большого мастера», - подчеркнул Губернатор. Он пожелал народному художнику сохранять и в дальнейшем высокий творческий настрой, радовать поклонников своего творчества новыми произведениями. Работы Михаила Будкеева хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Европы, Америки, а также в частных коллекциях за рубежом. При этом Александр Карлин отметил, что Алтайский край претендует на то, чтобы как можно больше картин осталось на родине живописца. Достойные условия для их представления будут созданы в строящемся здании Художественного музея Алтайского края. «Прекрасное создается место, где вашим картинам будет предоставлен тот формат, которого они заслуживают. Обещаю, что они будут находиться не в запасниках и фондохранилищах, а займут самое почетное место в экспозиции Художественного музея». Александр Карлин вручил Михаилу Будкееву юбилейную медаль Алтайского края. С открытием юбилейной выставки Михаила Будкеева также поздравили руководители органов власти Алтайского края, города Барнаула, представители общественности, творческих союзов, искусствоведы. Напомним, официальное поздравление в адрес Михаила Яковлевича Будкеева сегодня направил Президент России Владимир Владимирович Путин. http://президент.рф/телеграммы/поздравления23 декабря 2012 год Фото Е. Смолихиной и О. Боровой.